Министерство строительства и ЖКХ РФ запускает масштабный проект по ускоренной замене 400 000 пассажирских лифтов в рамках региональных программ капремонта. Столько лифтов в стране еще не меняли, однако остается открытым вопрос – современная ли техника придет на смену.

Пока крупные заводы для поставок в обычные жилые дома либо подвергают бесконечной модернизации лифты, спроектированные еще в советское время, либо собирают механизмы по импортным технологиям тоже не первой свежести. В нынешней реальности для уникального проекта Минстроя обязательно потребуется российский лифт нового поколения, который определит развитие отрасли на многие годы вперед. «Репортер Лифт» попытался увидеть предпосылки к его созданию на главном событии лифтовой индустрии России – выставке Russian Elevator Week (REW), которая состоялась на ВДНХ 25-27 апреля.

Неограниченные возможности

Центральную часть экспозиции REW -2017, как и основную долю отечественного рынка лифтового оборудования эконом-класса, прочно заняли крупные российские производители. На них в первую очередь ориентировались и члены правительственной делегации, в которую, в частности, вошли замглавы Минстроя РФ Андрей Чибис, председатель общественного совета при министерстве Сергей Степашин, и представители федеральных СМИ, и организаторы выставки.

На церемонии открытия Андрей Чибис заявил о неограниченных перспективах лифтового рынка. Дело в том, что Минстрой России запускает масштабный ведомственный проект по ускоренной замене лифтов в рамках региональных программ капитального ремонта. И этот проект для министерства является приоритетным.

Решение о его реализации уже принято главой Минстроя Михаилом Менем и поддержано в правительстве России, сообщила пресс-служба министерства. В региональные программы капремонта включена модернизация почти всего лифтового пассажирского парка – более 400 000 механизмов. Нормативный срок эксплуатации трети из них уже исчерпан, уточнил Андрей Чибис.

В последние три годы в рамках региональных систем капремонта отремонтировано и заменено порядка 18 000 лифтов, и в ближайшее время темпы замены увеличатся. В России в региональные программы включено более 743 000 многоквартирных домов, значительная часть которых оборудована лифтами.

Одним из инструментов ускоренного режима замены техники с высоким уровнем износа замминистра назвал расширение кредитования. Это открывает огромный рынок для российских производителей, полагает он.

Благодаря программам капремонта, а также проекту Минстроя российский рынок лифтов может войти в число крупнейших в мире, заявил Андрей Чибис. «В результате жители получат новое качество жизни, а экономика страны – импульс к развитию», – сказал он.

Неслучайно, в своем выступлении на главной лифтовой выставке замглавы Минстроя несколько раз сделал упор на слово «современные» в отношении установки лифтов в обычные жилые дома.

Пока же в жилом фонде меняют старое оборудование, скорее, не на современные, а новые лифты, то есть вновь собранные на производстве. Массовый сектор жилья почему-то считается низким сегментом лифтового рынка. В стране существует довольно сомнительная практика устанавливать в жилые здания самые простые кабины с непритязательным дизайном, минимальными требованиями к комфорту и ограниченным набором опций.

В результате некоторые отечественные заводы для поставок, в том числе в рамках программ капремонта, либо подвергают бесконечной модернизации лифты, спроектированные еще в советское время, либо выпускают оборудование по импортным технологиям тоже не первой свежести. Конечно, были попытки создать более прогрессивную модель российского лифта нового поколения специально под программы замены старой техники. Но они пока остались нереализованными.

Поэтому жители большинства многоэтажек вряд ли смогут отличить продукцию различных поставщиков по внешнему виду кабин, они очень похожи друг на друга. В последнее время купе почему-то приобрели мышиный серый цвет разных оттенков. Распространенная фишка – синие или других цветов вставки по четырем углам. Пол – тонкий линолеум, дырки в котором через короткое время становятся причиной борьбы лифтовиков с пассажирами, пытающимися закрыть их своими коврами или ковролинами. Держатели зеркал – из гнутого металла, о который вполне можно обрезаться. Щиты купе, потолки, панели управления обычно – из экономичных, но менее качественных с точки зрения дизайна и долговечности, материалов.

В эпоху великой борьбы за потребителя со стороны дизайнеров и разработчиков интеллектуальных гаджетов XXI веке, наверное, не очень удобно просто резать, гнуть, сверлить и окрашивать металл для изготовления кабины и добавлять для создания комфорта минимальный набор функций: световую защиту, табло индикации и звуковое оповещение.

Лифт для отечественной девятиэтажки стоит примерно столько же, сколько импортный автомобиль среднего класса в базовой комплектации и функциональности. Если бы не необходимость поставки лифта с большим количеством дверей для каждой лестничной площадки, жители этого дома могли подумать, что их дурачат.

Российский лифт нового поколения

После запуска масштабного проекта Минстроя и программы реновации пятиэтажек проблема создания российского лифта нового поколения для жилого комплекса страны становится главной. Техника, которая за долгие годы заслужила достойную репутацию, морально и технологически устарела, ей пора на покой. Вопрос, как она будет выглядеть в наших домах в 2020-х, 2030-х, 2040-х годах на фоне бурно развивающихся городских технологий, остается открытым.

Потребителю нужен лифт, созданный российскими конструкторами на основе инновационных технологий и по своим техническим характеристикам ни в чем не уступающий европейским аналогам. Это должна быть принципиально иная модель с точки зрения разработки как конструкции и дизайна кабины, так и ее «начинки» – прорывных технологий управления и обеспечения безопасности, вплоть до применения интеллектуальной системы контроля и предупреждения аварий.

Стимулы для создания российского лифта нового поколения могут появиться в случае поддержки государства отечественного производителя, но при условии формирования полноценных рыночных условий в сегменте лифтов так называемого эконом-класса.

Замена в многоквартирных домах – основной рынок сбыта для заводов, выпускающих такую технику. Выбор поставщика осуществляется на электронных аукционах, которые проводятся в соответствии с законом ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Как известно, она имеет ряд недостатков. Но главный – на аукционах торгуются только две стороны: государство и производитель. Задача организаторов конкурсов – больше сэкономить, а участников – больше продать. Собственник же, за чьи деньги и идет торг, полностью исключен из процесса. Именно он – владелец, который прежде всего заинтересован в приобретении за свои деньги современного качественного, комфортного и безопасного лифта, не только не участвуют в конкурсах, его мнения зачастую никто не спрашивает. В результате основной критерий выбора при любой покупки – качество продукта – не рассматривается.

Некоторые регионы доводят и эту систему до совершенства. Например, в Москве, власти которой стремятся превратить город в современный мегаполис с мировыми стандартами проживания, фонд капитального ремонта, судя по всему, уже давно определился, кто и какие лифты должен поставлять в дома горожан. В разделе его официального сайта «Стандартные лифты, применяемые Фондом для установки» представлены два московских завода как основные поставщики.

Такую систему, если Минстрой действительно собирается качественно модернизировать парк пассажирских лифтов страны, следует кардинально изменить.

Креатив ушел в регионы

Поэтому Russian Elevator Week – 2017 должна была ответить на главный вопрос дня – существуют ли предпосылки для создания российского лифта нового поколения для массового жилья. Соответственно, многие отечественные заводы сделали ставку на действующие модели, которые разработаны совсем недавно или только-только по чертежам своих конструкторов.

Как оказалась, творческий подход к разработке собственного лифтового контента ушел в регионы. Средние и сравнительно небольшие «постсоветские» предприятия, как правило, не отягощенные большим административно-бюрократическим аппаратом и олигархическими надстройками, имеют возможность оперативно реагировать на потребности рынка. Чтобы занять свою экономическую нишу и стать узнаваемыми, у них нет другого пути, кроме разработки своего оригинального бренда. Причем, им менее выгодно делать советские и зарубежные заимствования, чем использовать идеи и опыт заводских проектировщиков.

«Первоначально выпуск российских лифтов базировался по большей части на советских конструкциях, – рассказывает технический директор омского ООО ПКФ «Сиблифт» Дмитрий Горст, – потом заводы пошли различными направлениями. Кто-то доводил «советское», кто-то покупал импортную технику полностью в сборке, кто-то пытался перенести мысль зарубежных производителей в нашу реальность. Мы начали придумывать собственную конструкцию».

Сборка лифтов других производителей исключалась с точки зрения логистики: в Омскую  область достаточно дорого везти комплектующие и узлы. Поэтому команда во главе с генеральным директором «Сиблифта» Сергеем Костриком в 2006 году стала формировать производство полного цикла. Одновременно шла разработка модельного ряда. Оборудование и всю технологическую линию закупали и выстраивали под новые модели.

Дизайн кабины создавали путем проб и ошибок. «Многие идеи, предложенные нашими конструкторами, не могли воплотиться в силу различных причин, – вспоминает Дмитрий Горст. – Например, сделали с десяток вариантов вентиляционных отверстий, выбрали один, но при запуске в производство поняли, что они и не смотрятся, и не слишком технологичны. Немножко упростили: отверстия сделали круглыми, и все получилось».

Привод дверей сначала делали на основе технологий, которые использовались еще в советское время. Постепенно перешли на более современную конструкцию, в ее изготовлении практически не применяется сварка, металл тоньше, но его «держат» ребра жесткости. «Этот принцип успешно работает и в импортных аналогах: как правило, минимум сварки, меньше механической обработки, больше листового штампованного металла с ребрами жесткости», – поясняет технический директор.

Система управления омских лифтов – станция «Союз», которую выпускает ООО ППК «ЭССАН-Лифтэк» (Новосибирск). Плату управления также поставляют новосибирцы. «До последнего времени мы ее покупали в Турции, но потом подготовили для «ЭССАН-лифтэк» техзадание, наши партнеры оценили свои возможности и разработали свою плату. Начались поставки», – рассказал технический директор.

Новосибирская разработка была представлена в системе управления двух моделей пассажирского лифта, которые «Сиблифт» привез на REW. Одна кабина – наиболее востребованная в жилье – г/п 400 кг, другая проходная (широкая, выпускается и глубокая) г/п 630 кг – для новостроек, благодаря ее установки решается проблема доступности для людей с ограниченными физическими возможностями, в том числе пассажиров в инвалидных колясках.

Сегодня в проектах строительства новых жилых домов закладываются технологии создания доступной среды. Проходная кабина – новый подход. «Строительные проекты, которые реализуются, изменить довольно трудно, а вот в новых – наши строительные задания на установку проходных кабин уже учитываются, и таких проектов будет все больше», – надеется Дмитрий Горст.

В омских лифтах – минимальный набор импортных комплектующих. По сути, это итальянская лебедка GEM, турецкий двигатель привода дверей, а также  кнопки и световая завеса. Все остальное – свое.

В «Сиблифте» видят реальные резервы увеличения продаж в секторе замены в рамках капремонта, «пока в нынешних условиях стройка несильно развивается». Нынешние объемы замены составляют 30-35% всей реализованной продукции омского завода. В прошлые годы они не превышали 15-20%.

X

Личный кабинет